Реализация указов Президента в МБДОУ «Детский сад № 6»
В нашей стране реализация модели инклюзивного образования поддерживается современной государственной образовательной политикой РФ, закреплена в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009)» и обусловлена рядом объективных факторов. К этим факторам можно отнести увеличение количества детей с ограниченными возможностями; соблюдение прав детей на образование; право родителей выбора модели образования для своего ребенка (гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 02.07.2013), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.07.2013) , Конвенции ООН «О правах инвалидов» и отражены в Майских указах Президента Российской Федерации В.В Путина от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки.
Инклюзивное образование– это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. ( ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».)
Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
С 2015 года на базе нашего детского сада открыта и функционирует группа компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом. На данный момент группу посещают 8 детей – инвалидов. Ее комплектование осуществляется по заявлению родителей и на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии с учётом психофизического нарушения, имеющегося у ребёнка.
Основной задачей психолого-педагогического сопровождения воспитанников этой группы является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же развития у них адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.
Обучение детей в группе ведется по адаптированной основной образовательной программе для детей со сложным дефектом, выстроенной на основе комплексной Программы для детей с интеллектуальной недостаточностью под редакцией Баряевой Л.Б. Коллективом налажен тесный контакт с центром диагностики, консультирования и игровой поддержки в г. Санкт-Петербург под руководством профессора Баряевой Людмилы Борисовны. Сотрудники центра оказали нам помощь в приобретении методического комплекта для организации и проведения учебно-воспитательного процесса для детей со сложным дефектом.
Для всех участников образовательного процесса важно выстроить систему сопровождения детей в единстве диагностики и коррекции..
Процесс сопровождения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов. С ними работают специалисты: учитель-дефектолог Шацкая Ю.В, учитель-логопед Попкова А.В, музыкальный руководитель Рунова Н.М, педагог – психолог Якушина Е.С, воспитатели Мацина С.Г и Осинкина Л.А).
Он включает в себя:
- Создание предметно – пространственной развивающей среды;
- Материально-техническое оснащение;
- Разработку индивидуальных программ воспитания обучения и развития;
- Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно сохранить в семье и детском саду единство и согласованность всех требований к ребенку. Задача наших специалистов - помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений. Непрерывная связь с родителями осуществляется через консультации, практикумы, родительские собрания, индивидуальные тетради для рекомендаций и другие формы работы. Родители ежедневно получают информацию о том, какие знания, умения и навыки необходимо закреплять у ребенка, знакомятся с различными игровыми приемами, которые направлены на его всестороннее развитие.
Уже стало доброй традицией нашего детского сада участие всего коллектива в неделе инклюзивного образования. Педагоги ДОУ с детьми организуют выставки детских рисунков «Добро глазами детей», проводят игровые программы для детей с ОВЗ «Ты и я надежные добрые друзья», вручают подарки детям с ОВЗ. Педагоги и родители приглашаются на заседания круглого стола по теме: «Социальная образовательная инклюзия», где обсуждаются проблемы и перспективы инклюзивного образования, проводятся благотворительные акции с участием спонсоров «Добро и милосердие».
Для успеха образовательной интеграции большое значение имеет создание безбарьерной предметно-пространственной развивающей среды, помогающей коррекции отклонений здоровья воспитанников.
В 2016 году наше учреждение включено в Государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года № 1297. Цель данной программы - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.
Общая сумма расходов, для создания условий получения детьми с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами качественного образования в МБДОУ г.Мценска составила 1 834 864-00 рублей
Денежные средства потрачены на:
- Выполнение текущего ремонта асфальтового покрытия территории МБДОУ г.Мценска «Детский сад № 6»
- Текущий ремонт группового помещения для детей с ОВЗ
- Поставку игрового и медицинского оборудования в группу, а также спортивно-игрового оборудования на прогулочный участок
В группе созданы условия для без барьерного доступа инвалидов – колясочников: установлены пандусы внутри и снаружи здания, произведен ремонт туалета ; установлены поручни, поддон, раковины, унитазы, расширены дверные проемы.
Таким образом, инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы. В данный момент, при внедрении ФГОС в систему дошкольного образования, инклюзия в детских садах становится более доступной и реальной. Мы отходим от фронтальных форм обучения дошкольников, широко внедряя интегрированные формы работы с дошкольниками. Формируется развивающая среда по принципу вариативности, осуществляется индивидуальный подход при подаче обучающего материала, развивается самостоятельная активность ребёнка-инвалида, внедряется модульная организация образовательных программ. Всё это позволяет достигать высокой эффективности образовательной деятельности.
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
Прогулочный участок для детей с ОВЗ
Акция «Добро и милосердие»
Подарки детям с ОВЗ от спонсора акции МУП «Водоканал», ИП Тихоновой Н.В
Выставка рисунков «Добро глазами детей»