Реализация указов Президента в МБДОУ «Детский сад № 12»
В 2016 году Российская Федерация утвердила Конвенцию «О правах инвалидов», что привело к серьезным изменениям в законодательстве. На основании указа президента РФ от 07.2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» перед системой образования, на данном этапе, встала задача: «Создать для каждого ребёнка условия для получения образования, независимо от степени состояния его здоровья». Конечно же, развитие инклюзии в дошкольном образовании, внедрение нового образовательного стандарта для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья – это необходимость, позволяющая реализовать конституционное право детей, с особыми образовательными потребностями, на качественное и доступное образование.
Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья.
В детском саду №12 есть малыши, которые прошли обследование специалистами Территориальной-Психолого-Медико-Педагогической комиссии и им был присвоен статус: «ребенок с ограниченными возможности здоровья (ОВЗ)». В последние годы в силу различных причин значительно возросло количество детей имеющих отклонения в речевом развитии. В связи с этим наше дошкольное учреждение выдвигает профилактическое и диагностико-коррекционное направления, как наиболее значимые и приоритетные в коррекционном блоке. С такими детьми в нашем саду проводятся мероприятия, способствующие нравственному и духовному развитию детей, формированию атмосферы дружбы, уважения, взаимопонимания и поддержки в детском коллективе, формированию толерантного отношения к людям. По итогам провидения коррекционной работы и обучения детей на логопункте проводится контроль динамики речевого развития городской ПМПК, после которой родителям даются рекомендации по дальнейшему процессу речевого развития ребёнка.
Все мы живем в обществе. И первостепенная задача педагогов и родителей помочь ребенку адаптироваться в социуме. Поэтому мы стараемся на раннем этапе развития ребенка выявить его особенности, а также определить необходимые условия получения образования, разработать образовательные программы, адаптированные для данной категории дошкольников, обновить содержание образовательного процесса, разработать эффективные способы достижения высокого качества образования, позволяющие получить желаемый результат.
В нашем детском саду создан логопедический пункт для работы с детьми с ОВЗ. Сюда зачисляются дети, имеющие различные нарушения речи, но приоритет отдается обучающимся с общим недоразвитием речи. Учителем-логопедом разработана специальная адаптированная программа по коррекции звукопроизношения, с которой можно познакомиться на сайте детского сада. Музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре, социальным педагогом и воспитателями ДОУ также осуществляется индивидуальный подход к детям с ОВЗ.
Педагогами проводятся беседы с детьми о доброте, дружбе, милосердии, равенстве между детьми. Есть дети разные по внешнему виду, цвету волос и глаз, росту и особенностям телосложения. Есть дети здоровые и дети с ограниченными возможностями здоровья (плохо видят, слышат, не умеют ходить, плохо разговаривают). В специально организованных беседах воспитатели рассказывают детям о ребятах - инвалидах, которые живут рядом с нами (в детском саду, во дворе, мы их видим на улице) и, несмотря на недуги, живут и радуются жизни. Проводятся беседы о спорте, параолимпийских играх и достижениях спортсменов. Мы читаем произведения о хороших поступках, дружбе и доброте. В разных группах воспитателями были проведены игры на сплочение коллектива, бережное и внимательное отношение друг к другу.
Основная коррекционная работа по устранению дефектов речи проводится учителем – логопедом, который выбирает формы, методы и средства обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребёнка. Но благодаря помощи всех специалистов детского сада и активной позиции родителей, дети со статусом ОВЗ получают качественное и полноценное образование.
Малыши с ОВЗ принимают активное участие в утренниках. Мы специально подбираем тематические стихотворения не содержащие «нарушенных» звуков, чтобы каждый ребенок мог почувствовать себя уверенно. Сколько радости отражается на лице ребенка, когда он громко, с выражением, а главное правильно рассказал стихотворение. И чувство гордости мамы и папы за своего малыша, за его успехи и достижения. Ведь каждый звук, введенный в речь воспитанника, это труд не только учителя-логопеда и ребенка, но и людей находящихся в ближайшем его окружении.
Сотрудники детского сада всегда стараются ответить на возникающие у родителей вопросы. Для просвещения родителей по данной теме сотрудниками детского сада размещена на информационном стенде консультация: «Инклюзивное развитие– равный доступ к качественному образованию». В каждой группе оформлены уголки для родителей, в которых размещается актуальная информация о совместной деятельности педагогов и родителей для достижения положительного эффекта в воспитании и обучении детей . Стоят папки с наглядно-информационным материалом, с которым при желании каждый взрослый может познакомиться.
Благодаря совместной работе специалистов детского сада и родителей малыш начинает чувствовать себя гораздо увереннее, стремится больше узнать, не стесняется рассказать о увиденном и услышанном.